ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Аннотация программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

2. Программа государственной итоговой аттестации по направлению 07.06.01 Архитектура.

АННОТАЦИЯ
образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

  1. Код и наименование укрупненного направления подготовки: 07.06.01 «Архитектура».
  2. Уровень образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Квалификация: Исследователь, Преподаватель исследователь.
  3. Нормативный срок обучения: 3 года. Очная форма обучения.
  4. Направленность образовательной программы.

Образовательная программа по направлению подготовки 07.06.01 «Архитектура» состоит из двух профилей соответствующих научным специальностям:

  • 05.23.20 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»;
  • 05.23.21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»

Образовательная программа профиля «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» направлена на разработку и исследование:

  • фундаментальных проблем теории архитектуры: ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта
  • вопросов и проблем истории архитектуры, охватывающей изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и обществ, а также выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры;
  • вопросы реставрации наследия, охватывающие анализ ценностей исторического наследия, проблемы его сохранения и включения в систему мировой культуры, выработку новых теоретических и научно обоснованных подходов к решению практических вопросов сохранения и восстановления конструкций и облика памятников архитектуры, анализ накопленного опыта;
  • проблемы реконструкции историко-архитектурного наследия, охватывающие исследование и выработку предложений по проблемам сохранения, консервации и модернизации исторически сложившейся городской среды, отдельных архитектурных комплексов и зданий, воссоздания утраченных архитектурных памятников.

Областями исследования профиля «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» являются:

  • Научные основы теории и истории архитектуры
  • Развитие профессиональной культуры
  • Предпроектные историко-теоретические и научно-методические концептуальные разработки
  • Теоретические концепции и научно-проектные предложения
  • Проблемы сохранения и преобразования среды жизнедеятельности
  • Информационное и программное обеспечение архитектурной деятельности

Образовательная программа профиля «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» направлена на разработку и исследование:

  • научных основ создания здоровой среды обитания, обеспечивающей оптимальные условия для труда, быта и отдыха всех слоев населения
  • разработку и теоретическое обоснование принципиально новой системы взглядов на процесс и методы архитектурного проектирования зданий и сооружений на основе комплексных подходов, охватывающих социальные, функциональные и экономические аспекты осуществленных проектных решений
  • замыслов и реализации творческих концепций.

Областями исследования профиля «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» являются

  • методологии проектирования зданий и сооружений включая составление архитектурно-планировочного задания, предпроектный анализ, формализацию, типизацию проектных процессов проектирования, вопросы выбора методов и средств архитектурного проектирования;
  • научные основы, а также традиции и новаторство в творческой деятельности;
  • научные основы, разработка и исследование моделей, алгоритмов и методов для анализа проектных решений зданий и сооружений;
  • новые методы и средства архитектурного проектирования зданий и сооружений;
  • научные основы обучения архитектурному проектированию;
  • информационные технологии в архитектурном проектировании;
  • дизайн интерьеров и экстерьеров гражданских и промышленных зданий

5. Программа подготовки научно-педагогических кадров по укрупненной группе специальностей 07.06.01 «Архитектура» состоит из образовательной и исследовательской составляющих.

Образовательная составляющая, в свою очередь, состоит из базовых, вариативных и факультативных дисциплин, а также педагогической практики. Исследовательская составляющая состоит из научно-исследовательской работы аспиранта и выполнения выпускной квалификационной работы в виде научно-исследовательской диссертации, а также подготовки и сдачи государственных экзаменов и защиты диссертации.

Обязательные дисциплины:

  • История и философия науки
  • История науки
  • Иностранный язык

Вариативные дисциплины профессионального цикла (зависят от выбранного профиля):

  • Методологические основы прикладных научных исследований в области архитектуры зданий и сооружений и творческого процесса архитекторов;
  • Методологические основы прикладных научных исследований в области дизайна архитектурной среды;
  • Методологические основы прикладных научных исследований в области теории и истории архитектуры, архитектурной реставрации и реконструкции;
  • Методологические основы моделирования объекта и процесса архитектурного проектирования;
  • Актуальные проблемы истории и теории архитектуры и дизайна;
  • Актуальные проблемы архитектуры зданий и сооружений;
  • Актуальные проблемы информатизации архитектурной деятельности;
  • Основные концепции, историко-теоретические научные аспекты исследований в области теории истории архитектуры, архитектурной реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия;
  • Основные концепции, историко-теоретические научные аспекты исследований в области архитектуры общественных зданий;
  • Основные концепции, историко-теоретические научные аспекты исследований в области архитектуры жилых зданий;
  • Основные концепции, историко-теоретические научные аспекты исследований в области дизайна архитектурной среды.

Вариативные дисциплины общего цикла:

  • Педагогика высшей школы
  • Методики архитектурного образования
  • Методика системных исследований
  • Информационные технологии в архитектурных исследованиях

Факультативная дисциплина: Методика подготовки, защиты и оформления диссертации.

6. Преподавательский состав образовательной программы:

  1. Иевлева Ольга Тихоновна – зав. кафедрой графики и информационных технологий архитектурного проектирования, д.т.н., профессор. Основные научные направления: Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений. Архитектурно-пространственные особенности объектов историко-архитектурного наследия.
  2. Моргун Николай Анатольевич – зав. кафедрой архитектурно-средового проектирования, канд. арх., профессор. Основные научные направления: архитектура общественных зданий (образовательные, спортивные, общественные центры)
  3. Шевченко Леонид Петрович – канд. арх., профессор. Основные научные направления: архитектура общественных зданий (общественные здания, рекреационные объекты Азово-Черноморского бассейна), творческие концепции архитектурной деятельности
  4. Молчанов Виктор Михайлович – зав. кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий, канд. арх., профессор. социально-функциональные основы архитектуры жилища
  5. Скопинцев Анатолий Вениаминович - канд. арх., профессор кафедры архитектурного и средового проектирования. Основные направления научной деятельности: архитектура зданий и сооружений. Архитектурно-дизайнерские аспекты формирования объектов городской среды
  6. Иванова-Ильичева Анна Михайловна – зав. кафедрой истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации, канд. арх., доцент. Основные научные направления: теория и история архитектуры

7. Материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийные рабочие станции на базе Intel Р4 с подключением к корпоративной сети ЮФУ и Интернет, ноутбуки Asus, Aсer Extensa и Apple Macbook, потолочные и переносные проекторы BenQ MP, настенные и переносные экраны, плоттеры А0, лазерные монохромные и полноцветные принтеры А3 и А4, офисная техника
  • Все компьютеры обеспечены лицензионным программным обеспечением, в том числе MS Windows, MS Office, Corel Corporation CorelDRAW , Google SketchUp, Adobe Creative Suite (Photoshop, Illustrator, Indesign, Dreamweaver, AutoDesk AutoCAD , AutoDesk 3DS MAX, AutoDesk Revit Architecture, Riniseros, ArchiCAD и др.
  • Имеется доступ к общеуниверситетским библиотечным ресурсам, электронным библиотечным базам данных

8. Результаты освоения программы

Универсальные компетенции:

  • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
  • способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;
  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;
  • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке;
  • способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия

Профессиональные компетенции:

  • владение методологией историко-теоретических и проектно-экспериментальных исследований в области теории и истории архитектуры, архитектуры зданий и сооружений;
  • способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности в области теории и истории архитектуры, архитектурного проектирования зданий и сооружений;
  • готовность организовать работу исследовательского коллектива, работающего в области фундаментальных, теоретических и прикладных проблем архитектуры;
  • способность к использованию современных информационных технологий исследования архитектурных объектов, включая методы получения, обработки и хранения научной информации и получения новых знаний;
  • способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях архитектурного высшего образования;
  • способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения архитектурной специальности с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
  • способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей)

9. Возможные сферы деятельности выпускника:

  • архитектурная наука
  • образование
  • культура
  • управление
  • профессиональная практика в области архитектуры и строительства зданий и сооружений
  • исследования
  • реставрации и реконструкции архитектурного наследия